|
|
На сегодняшний день на территории Новосибирской области зарегистрировано 24 заказника и 49 памятников природы, и работа еще не закончена. Таким образом, планирование и регистрация ООПТ на территории НСО ведется внушительными темпами. Их открытие должны сопровождать информирующие и просветительские программы, которые на сегодняшний день явно не достаточны ни по своему объему, ни по охвату местного населения.
Как следствие, местные жители мало знают об уникальности охраняемых экосистем и продолжают их использовать в традиционном режиме (сбор ягод, грибов, пастьба, сенокосы, рекреация). В результате ограничение природопользования на охраняемых территориях порой заключается лишь только в наличии информационных табличек, большая часть из которых умышленно испорчена местными жителями (расстреляна дробью).
Совершенно понятно, что такая ситуация не идет на пользу охраняемым по документам уникальным экосистемам.
Особенно актуальна эта проблема для статуса памятников природы НСО.
К такому выводу сотрудники МЭБО-Центра пришли в результате плановых полевых исследований, которые проводятся ежегодно с июля по август в рамках выездных студенческих полевых практик, выполнения научно-исследовательских работ вместе со студентами. Ведь большая часть студентов НГПУ проживают в Новосибирской области. Многие из них после обучения выполняют свои работы в непосредственной близости от места жительства (в Тогучинском, Маслянинском, Сузунском, Здвинском, Кочковском и Новосибирском сельском районах). Работая в непосредственном контакте с учителями биологии и географии на местах, с местными СМИ, они сталкиваются с ситуацией, когда школы и СМИ мало информированы о памятниках природы в собственном районе. Если же и информированы, то зачастую отмечают плачевное положение этих памятников (например, частые пожары и изменение характера растительности в памятнике природы Здвинского района «Сосновый рям»).
|
|
|
Для того, что бы начать решать эту проблему, необходимо проводить комплексное обследование и оценку экологического состояния уже существующих памятников природы. Необходимо отметить, что сохранение природного и культурного наследия предполагает в качестве одного из этапов «оцифровку» информации об уникальности охраняемых природных и культурных ландшафтов. Для этого важно создание учебных фильмов – видеоэкскурсий, раскрывающих уникальность охраняемых экосистем. Именно этот конечный продукт может эффективно использоваться в СМИ для популяризации ООПТ и просвещения населения, наряду с репортажами студентов отделения «журналистика» и специальными акциями, которые могут проводить школьники и учителя.
Поэтому цель выполняемого проекта – информирование населения об уникальности памятников природы и важности охраны природного наследия Новосибирской области. Для реализации этой цели был выстроен и выполнен следующий ряд задач. На сегодняшний день
1) проведено комплексное обследование 10 памятников природы НСО, в районах,где проживают и активно работают студенты и соискатели НГПУ;
2) создано 10 видео-модулей, входящих в состав учебного фильма "Природное наследие Новосибирской области»
3) разработаны методические рекомендации по проведению экологического мониторинга и экскурсий по памятникам природы, намечены маршруты для экскурсий (экологические тропы) и опубликован учебно-методический комплекс «Природное наследие Новосибирской области» с тиражом 300 экземпляров, в состав которого войдут учебный фильм и рекомендации (48 стр. формата А5) подробнее об издании
4) проведены информирующие семинары для учителей, педагогов дополнительного образования и школьников из районов, где находятся изученные памятники природы (г. Бердск – станция юных натуралистов, Здвинский, Колыванский, Кочковский, Маслянинский, Сузунский районы) с раздачей опубликованного комплекса;
|
|
Также предполагается подготовить серию репортажей (около 6) совместно со студентами - журналистами на основе авторских съемочных материалов и провести природоохранную акцию на местах силами местных школ и станций юных натуралистов.
По окончании проекта будет создана сеть заинтересованных учителей и педагогов дополнительного образования в 6 районах области, получающих оперативную информацию от студентов НГПУ, в прошлом обучавшихся в данных школах и участвующих в данной программе и учебно-методический комплекс (300 экземпляров), позволяющий проводить активную просветительскую работу в памятниках природы.
В результате школьники и педагоги, проживающие в непосредственной близости от памятников природы, ознакомятся с уникальным биологическим разнообразием охраняемых экосистем и узнают, какие виды деятельности местного населения угрожают этим объектам.
|
Полученная информация может быть использована в их текущей работе: проведение экскурсий для учащихся и воспитанников учреждений дополнительного образования, организация научно-исследовательской деятельности и создании системы экологического мониторинга ООПТ, практической природоохранной работы и серии специальных акций на местах. Таким образом, использование оперативных и достоверных сведений об экологическом состоянии ООПТ и причинах этого состояния позволит проводить более точно просветительскую работу с местным населением, подкрепленную серией репортажей (около 6) в региональных новостных программах.
|
|